Трепетная лань. Наклонности Гестапо.
Прошло полгода, отец вступил в права наследства, потащил меня на кладбище. Снег повсюду, мокрый поверх старой ледяной корки, степной ветер и кресты, кресты, кресты, плиты, плиты, и за ними старые кресты.

Как за дело взялись евреи, так появился порядок: никаких оградок, лавочки кое-где, брусчаткой выложены забитые родственниками места. Кладбище разделено на секторы, но, вот незадача, половина дорог не расчищена, пришлось идти между могил, по сугробам - чувствовала себя Иисусом, ходящим по воде. Кое-где свежие кучи земли, ям не видно под снегом. И везде эти плиты, серые, белые, чёрные, резные и нет, некоторые с человеческий рост - давай, сука, вырази весом надгробного камня свою любовь, - и фотографии и имена и даты. И кресты куда ни глянь.

Проваливаюсь на следующем шаге, отец, который в два раза тяжелее - нет. Смеётся, говорит, это всё грехи мои тяжкие меня вниз тянут. Он у меня который год постится, видимо, чем дольше живёшь, тем больше прогибаешься под отчаянной потребностью искать поддержку хоть в чём-то. Отвечаю, что должна бы тогда уже по колено в снегу быть. Молчит. У нас с ним, наверное, разное представление о грехах и их тяжести.

Я помню, как обнимала деда в день перед отъездом. Думаю, я простилась с ним тогда. Меня угнетает мысль, что мне больше так и не удалось побыть с ним наедине, ни во время прощания, ни через полгода по колено в сугробе на кладбище. Отец разговаривал с ним вслух, при мне, и я всё думал, как же это глупо.

Не так глупо, как все эти ебучии кресты. Я смотрел по сторонам и всё пытался сформулировать для себя вербальное выражение собственных чувств и... не мог. Мысль оформилась только сейчас, совершенно чёткая: кладбище похоже на свалку. Люди приходят, роют ямы, кладут туда тела, ставят памятники и навещают эти памятники пару раз в год, выполняя идиотский ритуал выражения признательности тому, кого надо было лелеять при жизни. И чем больше памятник, тем больше эта признательность, посмотрите, какая здоровенная мраморная плита, мы так его любили, видите, так любили. Всё, как принято, всё, как у людей.

После смерти тело не имеет никакого значения, отношение к нему оправдывается лишь тем, что физическое лицо привязано к образу в твоей голове, и просто избавиться от него с определёнными почестями кажется надругательством. Твои эмоции и чувства должны выражаться через общепринятые для таких эмоций поступки, и если твоя признательность не превращается в чёрный мрамор, люди скажут, что ты никогда не любил того, кто лежит в этой земле. Но все эти гробы и бесконечно растущие полотна кладбищ, чем они лучше мумий?

И вот я смотрю на эти вмёрзшие в снег венки, покосившийся резной крест, на пластиковую тарелку с нарезкой и конфетами и думаю, что все мы уже слишком запутались, чтобы всё исправить. Бросить и начать другое, лучше, не предусмотрено условиями игры.

Кладбище - это плиты, кресты, лица и имена. Ты смотришь на даты и не знаешь, кем был умерший, кого он оставил, что он сделал, от чего умер. Ты считаешь: три года назад, десять лет назад, пятнадцать, о, а этот был моим ровесником. И от того бессмысленность кажется непереносимой.

Я хочу относиться ко всему проще. Не зацикливаться. Но... не могу.

На чёрном камне белая чаша со змеёй. Этот человек был врачом. Пап, замутим деду такую же со знаком строителей?

@темы: Из моря, Ветер крепчает